?

Log in

No account? Create an account
 
 
09 November 2011 @ 04:38 pm
Как это – верить?  
Несколько дней тому назад один хороший человек задал мне вопрос: «а как это – верить?». Человек этот называет себя атеистом, при этом говорит, что существование Бога не отрицает… да, такие вот теперь атеисты пошли… но, по его словам, никто его не научил, как это – верить.

Поскольку разговор был фрагментарным, на ходу, ответить серьезно и вдумчиво в тот момент возможности не было. Однако вопрос этот во мне застрял. И сейчас вот я добрался до клавиатуры с намерением поразмышлять над ним. Не знаю, получится ли из этих размышлений ответ тому конкретному человеку – может оказаться, что я вовсе и не о том, о чем он меня спросил…И тем не менее.

В моем представлении вера начинается с осознания того, что Первопричина бесконечной вселенной не просто существует, а еще и доступна для личного общения каждому из нас. Мало того, в нас заложена потребность в этом общении, оно не менее необходимо и не менее естественно, чем наше общение друг с другом. Только эта потребность по ряду причин не всеми и не всегда осознается.

Общение это имеет разные формы. Богослужение, священнодействия, традиционные молитвы – некоторые из этих форм. Почему они, наряду с другими, необходимы для нас – отдельный разговор. Но, поскольку Ему открыты тончайшие движения человеческой души, формы общения могут быть (и должны быть) не только с любыми словами на любом языке, но и вовсе без слов.

Один из парадоксов веры заключается в том, что, хотя Бог самодостаточен и, соответственно, ни в ком и ни в чем не нуждается, Ему есть дело до каждого из нас. И каждого из нас Он ждет. Не потому, что ему что-нибудь от нас нужно. Просто любит и ждет.

Общение, которое только «по поводу» – когда нам в чем-то нужна помощь – может быть начальным этапом веры. Вера – это когда нужен Он Сам больше, чем что-либо от Него. Но и такая вера не мешает попросить его о какой-либо мелочи. В общении любящих друг друга не стыдно попросить о мелочи. Так же, как и не о мелочи.

Я не верю в Бога-мстителя, Бога-садиста. Поэтому религиозные поползновения, диктуемые страхом перед наказанием, в моем представлении имеют мало общего с верой. Как тогда быть со всякими болезнями и бедствиями? Вариант объяснения – мол, не успевает Бог со всеми проблемами управиться и все предотвратить, меня тоже не устраивает. Я представляю задачу Промысла как устроение для каждого определенного пути, который душа должна пройти для собственного созревания, взросления; при этом я не считаю, что все события планируются Промыслом, скорее можно говорить о регулировании взаимодействия между собой проявлений человеческой свободы… плюс соотношение всего этого с внешними, вне человеческой воли лежащими, событиями и обстоятельствами. Причем Промысел – не механизм, а воля Живого Бога, Которого можно просить в числе прочего и о сверхъестественном вмешательстве в ход событий. Однако путь, по которому нам необходимо пройти, может включать в себя много всего неприятного и страшного.

Еще я считаю, что Бог мне ничего не должен. И что есть вопросы, на которые я могу никогда не получить ответов. По крайней мере, не получу их в земной жизни, а будут ли они актуальны для меня дальше, я не знаю. Если я встречаю носителя веры, у которого есть исчерпывающие ответы абсолютно на все вопросы, имею основания подозревать, что с его верой мне не по пути.

А что должен Богу я? Вот тут начинается самое сложное. Если вера – это реальное общение с реальным Богом, не только по какому-либо поводу, а – в том числе просто предстояние перед лицом Его, то не только поступки, но и тончайшие душевные движения, которые несовместимы с Его любовью, не должны иметь во мне места. Не получается жить по Его любви? Значит, слаба вера.

А если моя вера настолько слаба, что со стороны в какие-то моменты может показаться, что ее и вовсе нет, то откуда же тогда хотя бы попытки верить, хотя бы какое-то стремление к Богу? Потому ли, что кто-то сказал, что верить – это правильно, это нужно? Да мало ли кто что сказал…

Думаю, главное, что является причиной веры – это призыв, идущий от Самого Бога. И думаю, что призывает-то Он к Себе всех, а вот что мы Его слышим по-разному – на то причины в нас самих. А еще подлинная вера – это дар, о котором можно и нужно просить. Его же. Просить помочь расчистить в нас все то, что мешает расслышать Его призыв, все то, что мешает жить в соответствии с Его любовью.

И еще вера – это не статичное состояние, а путь. И путь в Боге на самом деле бесконечен, поскольку бесконечен Сам Бог. И главное, что я о собственной вере могу сказать – что я в самом начале этого пути. Поэтому вопрос «как это – верить?» в какой-то степени остается вопросом и для меня самого.
 
 
 
dado on November 9th, 2011 12:46 pm (UTC)
мне кажется вера это когда твоё "мировоззрение" начинает сказываться на твоих "бытовых" поступках..
presviter_dspresviter_ds on November 9th, 2011 01:11 pm (UTC)
Ну я как бы и об этом тоже пишу...
vjushvjush on November 9th, 2011 01:00 pm (UTC)
А еще подлинная вера – это дар, о котором можно и нужно просить.

А зачем? ты во сам пишешь - Потому ли, что кто-то сказал, что верить – это правильно, это нужно? Да мало ли кто что сказал…
presviter_dspresviter_ds on November 9th, 2011 01:10 pm (UTC)
Можно и нужно просить тем, у кого есть потребность в Боге, но есть и то, что мешает общению с Богом. Тем же, кто уверен, что Бог им не нужен - мало ли им кто что сказал...
(no subject) - vjush on November 9th, 2011 01:15 pm (UTC) (Expand)
dizeloid: pic#103811944dizeloid on November 9th, 2011 01:15 pm (UTC)
Если есть Бог - то есть смысл в жизни и тем более в смерти. Если Его нет - то нет смысла ни в чем, ни в том, что солнце встает по утрам, ни в том, что я хожу на работу каждый день, ни в том, что люди рождают себе подобных и стремятся куда-то. Даже временное удовольствие(если человек хотел "взять от жизни все" как сейчас говорят) не имеет смысла если с последним вздохом все для меня исчезает навсегда, фатально. Разве можно верить в это? Может быть и можно, но смысл жить? Если человек способен жить с мыслью, что вокруг все лишено смысла, то это безумие. Нет ничего хуже бесполезных и бессмысленных действий для меня лично, но мысль о том, что во все века люди живущие на Земле занимались бесполезными вещами ужасает. Отсюда вывод - Бог просто есть. Его не может не быть. Человек не в состоянии придумать того, что выходит за рамки его понимания. Бог выходит за рамки человеческого понимания, но мысль о Боге есть в человеке, значит она была в него "внедрена" свыше, а не придумана самим человеком. Ну и как тут не верить?
Анахоретъanchoret on November 9th, 2011 03:26 pm (UTC)
Люди в основном вообще мало задумываются о смысле жизни. Это все равно как жить с неизлечимой болезнью, когда ты о ней просто забываешь или заставляешь себя забыть, потому что медитировать на эту тему бесполезно. Разве это безумие?
(no subject) - dado on November 9th, 2011 04:37 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - anchoret on November 9th, 2011 04:42 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - dizeloid on November 9th, 2011 05:44 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - gvendailon_sv on November 9th, 2011 08:50 pm (UTC) (Expand)
shardonnayshardonnay on November 9th, 2011 01:35 pm (UTC)
Спасибо... Вы озвучили очень важные для меня мысли.
presviter_dspresviter_ds on November 9th, 2011 02:33 pm (UTC)
Спасибо Вам за этот коммент - а то у меня перед Вами грех неискупленный...
(no subject) - shardonnay on November 9th, 2011 04:49 pm (UTC) (Expand)
Адриан Крупчанскийkrupchanskiy on November 9th, 2011 02:06 pm (UTC)
давно хотел с Вами познакомиться лично. сейчас желание еще усилилось. может и свидимся когда.
presviter_dspresviter_ds on November 9th, 2011 02:32 pm (UTC)
Ну что ж в этом сложного... Можно к нам приехать поиграть-попеть, например :)
У некоторых наших с Вами общих друзей и знакомых это иногда получается: 17 ноября у нас ожидается сольник Лёхи Вдовина, 15 декабря Паша Ф. грозится приехать...
Только я в личном общении могу сильно разочаровать - предупреждаю заранее :(
(no subject) - krupchanskiy on November 9th, 2011 02:44 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - krupchanskiy on December 3rd, 2011 07:27 pm (UTC) (Expand)
Универсальный дилетант: ночной обликterehov on November 9th, 2011 02:12 pm (UTC)
Хорошо написано, понравилось.

Есть еще вопрос интересный - что есть грех? В смысле, не определение греха, а, так сказать, критерии для определения того, что грех, а что - нет.
presviter_dspresviter_ds on November 9th, 2011 02:46 pm (UTC)
По большому счету грех - это то, что против любви Божией.
Но тут придется сделать ряд оговорок. Проблема в том, что Божию любовь каждый может понимать по-своему. Кто-то, например, оправдывает своим ее пониманием любые плотские грехи, в том числе противоестественные: мол, Бог есть любовь, а поскольку мы друг друга любим, Бог не может быть против проявлений нашей любви, и т.п. Опять-таки: Божией любви, надо полагать, все равно, есть ли яичный порошок в печеньках, которые я ел сегодня. Но есть еще такие понятия, как духовная дисциплина и следование традиции, без которых представление о Божественной любви как раз и размывается неизвестно во что.
(no subject) - terehov on November 10th, 2011 07:15 am (UTC) (Expand)
(no subject) - gospatent on November 12th, 2011 06:24 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on November 16th, 2011 09:59 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - gospatent on November 17th, 2011 02:52 am (UTC) (Expand)
(no subject) - sergeev555 on November 9th, 2011 03:10 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - terehov on November 10th, 2011 07:12 am (UTC) (Expand)
(no subject) - sergeev555 on November 10th, 2011 08:37 am (UTC) (Expand)
westelfwestelf on November 9th, 2011 03:47 pm (UTC)
А много служителей культа разделяют вашу точку зрения? Ни в коем случае не хочу ничем обидеть, но у меня такое впечатление, что многие представители вашей церкви посчитают такие вот рассуждениями совершенно недопустимыми.
presviter_dspresviter_ds on November 9th, 2011 04:10 pm (UTC)
А что именно в этом тексте Вам показалось "диссидентским"?
(no subject) - westelf on November 9th, 2011 04:15 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on November 9th, 2011 04:26 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - westelf on November 9th, 2011 05:42 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on November 9th, 2011 06:04 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - westelf on November 9th, 2011 07:00 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - sergeev555 on November 9th, 2011 04:26 pm (UTC) (Expand)
Contrite Sinnersergeev555 on November 9th, 2011 04:22 pm (UTC)
Мне еще кажется, что вера может быть и как дар в начале пути, а возможно ее "стяжание" и "возрастание в ней" в течении жизни. Но семя веры какое-то обязательно должно быть всеяно.

Вера - это когда у тебя сложились отношения с Богом, как между отцом и сыном, и ты это понимаешь.
(Deleted comment)
presviter_dspresviter_ds on November 9th, 2011 04:42 pm (UTC)
А в Вашем представлении страх Божий тождественен страху перед наказанием?
(Deleted comment)
(no subject) - vaysburd on November 9th, 2011 05:11 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on November 9th, 2011 05:12 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - presviter_ds on November 9th, 2011 07:35 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - presviter_ds on November 9th, 2011 08:02 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - presviter_ds on November 9th, 2011 09:10 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - presviter_ds on November 9th, 2011 10:23 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - presviter_ds on November 16th, 2011 10:02 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - presviter_ds on November 17th, 2011 11:36 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - presviter_ds on November 18th, 2011 06:24 pm (UTC) (Expand)
vaysburdvaysburd on November 9th, 2011 05:13 pm (UTC)
Мне в свое время сильно помог в решении этой проблемы мой театральный опыт. Поверить в предлагаемое обстоятельство меня научили в театре-студии.
Владимир Мурылёвvmour on November 9th, 2011 07:06 pm (UTC)
Мысли, конечно, правильные, но всё как-то бессвязно и невнятно. По крайней мере, для моего аналитического ума :)
Хотя даже жанр такой есть, но в нем такие вот обрывочные мысли складываются затем в стройную картину...
И главное ответ на вопрос не только не вырисовывается, но скорее затушевывается.

Мне, например, интересна именно такая необычная постановка вопроса: не "что такое вера?", а "как это - верить?".

Как это?
presviter_dspresviter_ds on November 9th, 2011 07:20 pm (UTC)
На вопрос "что такое вера" ответ уже был дан: осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Евр.11:1.

А вопрос, который был задан мне - как его задали, так я его и процитировал. Про невнятность - что ж тут удивительного: Вам странен вопрос и невнятен ответ - все нормально, поскольку это не Ваш вопрос, то и ответ, видимо, для кого-то еще :)
(no subject) - vmour on November 10th, 2011 06:49 am (UTC) (Expand)
olga_bolycheva on November 9th, 2011 07:09 pm (UTC)
Спасибо.
Мыбодрыahal_teke on November 9th, 2011 07:09 pm (UTC)
Спасибо.
presviter_dspresviter_ds on November 9th, 2011 07:21 pm (UTC)
Не ожидал тут твоего комментария - как-то мы с тобой, кажется, подобные темы не обсуждали. Однако рад видеть :)
(no subject) - ahal_teke on November 10th, 2011 06:05 pm (UTC) (Expand)
Алёнаenisea on November 9th, 2011 07:32 pm (UTC)
Спасибо.
vprelovskijvprelovskij on November 9th, 2011 07:44 pm (UTC)
Римлянам 10:16-21 >

«Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: «Господи! кто поверил слышанному от нас?» Итак, вера – от слышания, а слышание – от слова Божия. Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, «по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их». Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: «Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным». А Исаия смело говорит: «Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне». Об Израиле же говорит: «целый день Я простираю руки Мои к народу непослушному и упорному».