?

Log in

 
 
27 September 2007 @ 12:58 am
Кресту Твоему покланяемся, Владыко... Снова с праздником всех!  
Продолжаю отвечать на вопросы и "невопросительные" эмоции, прозвучавшие в комментах. Будем считать, что помещенным ниже под катом текстом я открываю обещанный цикл бесед, которые обращены в первую очередь к людям нецерковным - и при этом неравнодушным к вопросам духовной жизни. Условно обозначу этот цикл названием "Миссионерские беседы".

Итак, первое. Чем вера в бога-который-в-душе отличается от христианства.

У бога-в-душе какие задачи? Охранять от неприятностей. Удачу приносить. Ну, еще в виде совести напоминать о том, как можно и как нельзя поступать – но напоминать не слишком настойчиво, потому что мы все равно по-своему сделаем. А смысл этих напоминаний в том, что мы должны, во-первых, правильно вести себя в социуме, чтобы проблем не заработать, во-вторых, ощущать себя добропорядочными людьми, не теряя чувства собственного достоинства. Кроме принесения удачи нам, желательно, чтобы бог-в-душе наказывал тех, кого мы считаем плохими людьми. Но это в принципе не обязательно, если они нас не слишком достают. Есть у бога-в-душе еще одна побочная функция: делать нашим покойным родственникам землю пухом и вообще чтобы им там было хорошо, независимо от того, верили ли во что-нибудь они сами. Но эта функция не слишком важная, поскольку «а кто знает, что там вообще есть», «никто оттуда не возвращался» (замечу кстати, что говорящие так отрицают Воскресение Христово, даже не задумываясь об этом) и так далее.

В отличие от бога-в-душе, Бог не обещает нам комфорта: «В мире будете иметь скорбь» (Ин 16.33). Но еще Он напоминает нам о том, что в мире, в котором мы будем иметь скорбь, мы ненадолго, а впереди – вечность, и в эту вечность Он зовет нас за Собой. Главным препятствием к нашему вхождению в вечность с Ним было состояние распада нашего естества (как на физическом, так и на душевном уровне), начавшееся с грехопадения первых людей, с использования ими дарованного Творцом дара свободы в уклонение от воли Творца – на вкушение плода Древа познания добра и зла. Собственно, этот распад и есть причина нашего скорбного состояния в земной жизни. Однако еще большей бедой этот распад может обернуться по ее завершении, когда продолжающее осмысленное существование наше «я», лишенное тела, останется наедине со своими теперь уже никоим образом неудовлетворимыми страстями. Теперь мы знаем, что посмертие может быть разным: есть ад и рай. Но когда Христос говорил распятому на соседнем кресте «сегодня будешь со Мной в раю», слова эти для иудеев звучали полнейшей дикостью. Потому что все знали: рай когда-то был, но теперь путь туда закрыт, и после смерти дорога только одна: шеол. Ад. Было в шеоле Лоно Авраамово, где не было мучений, но это был все же не рай.

И вот в этих диких для тогдашнего слуха словах – ответ на вопрос о том, для чего Бог стал человеком. Потому что не перед Нагорной проповедью, не перед исцелениями больных и воскрешениями мертвых Господь говорит «на этот час (то есть ради этого) Я пришел». Он произносит эти слова накануне Голгофы.

Бог второй Своей ипостасью, именуемой Сыном или Словом Божиим, принял человеческую душу и тело, и, не имея в себе никакого греха, принял на себя последствия отпадения человечества от Бога. «Оделся» в падшее естество, чтобы пронести его через страдания и смерть. И воскресить – очищенным, исцеленным. И это преображенное человеческое естество, соединенное с Божественной природой, Он дает нам вкушать под видом хлеба и вина.

Кто-то сравнил таинство Причастия с прививкой дерева. Дичок, прорастая сквозь веточку привитого ему культурного растения, остается собой – но плодоносит уже иначе. Вспоминая строчку из песни Верочки Матвеевой – «сердцем в небо прорастаю», скажем, что христианин «прорастает» в Вечность – и не в падшем состоянии, а в преображенном, обОженном. Не с мифическим богом-в-душе, а в со-причастности Христу – соединившись с воскресшим Богочеловеком в установленном Им Самим таинстве Причастия.

Смысл таинства Причастия в первую очередь именно там, в уготованном для нас Ином Бытии – но и не только. Иначе не было бы надобности причащаться часто. Причастие – это общение с Богом, в некотором смысле – полнота этого общения (хотя наше сознание и пораженное грехом наше сердце не может эту полноту ощутить во всей ее неизмеримости). И мы стремимся к Чаше так, как бежит к маме соскучившийся ребенок – даже если он не видел маму только лишь час-другой. Евхаристия (греческое название таинства Причастия, буквально - благодарение) – сердце духовной жизни христианина. Без Причастия человек в определенном смысле мертв духовно: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53).

Именно в этом – в совершении Евхаристии – главный смысл существования Церкви. Апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, говорит: «вы – тело Христово». Это и есть главное определения христианского понимания Церкви. Причащающийся становится частью Церкви - единого тела Христова. Отказывающийся от Причастия отказывается от единства с Церковью, и – отвергая плод голгофской Жертвы – от своего спасения. Поэтому в свете Нового Завета верна жесткая формулировка Киприана Карфагенского (нач.IVв.): «Кто не может назвать Церковь свой Матерью, тот пусть не называет Бога своим Отцом».

Да, человеческая составляющая земной Церкви, бесспорно, греховна. Но мы приходим с этой греховностью ко Христу, чтобы он омыл ее Своей кровью. За то, что мы, продолжая грешить, попираем в себе эту святыню, каждый будет отвечать перед Богом сам, но кровь Христова от этого не становится менее святой: «Бог поругаем не бывает» (Гал.6.7). И от личных качеств совершающих Евхаристию служителей святость Его плоти и крови не зависит, поскольку по большому счету Он Сам совершает таинство. Но опять-таки Он Сам установил так, что священнодействие это совершается с участием людей, имеющих непрерывное преемство возложения рук от апостолов: именно там и только там, где есть это сакральное – реальное, а не вымышленное – единство с апостольской общиной, совершается преложение хлеба и вина в плоть и кровь Христовы. По текстам Деяний и другим источникам истории ранней Церкви однозначно ясно, что Евхаристию совершали те, на кого в Церковью было возложено служение священнодействия. Епископы и пресвитеры – сначала те, что были поставлены апостолами, потом те, что были поставлены этими епископами, и дальше, дальше... Церкви было дано Господом обетование, что она пребудет неодоленной вратами адовыми, Христос обещал быть с ней – со Своими учениками – до скончания века. Позднейшие попытки создать «с нуля» будто бы христианские общины – суррогат, даже при самых благих намерениях: Евангелие нигде не дает основания для чьего-нибудь самостоятельного «восстановления» якобы исчезнувшего христианства.

Итак, если Евхаристия – сердце, то остальное, что есть в Церкви – тексты Писания, молитвы, обряды, аскетика, иконопись, и так далее – весь остальной организм вокруг сердца. Только развить эту темы мы здесь не сможем, поскольку о каждой части этого организма нужно серьезно и не спеша писать отдельно.

Может ли Бог спасти душу человека не причащавшегося? Может. Среди почитаемых в лике святых есть мученики, которые примкнули к христианам уже во время их казни. Как, например, Аглай, один из сорока мучеников Севастийских. Мы, конечно, можем предположить, что кто-нибудь над ним там же, в озере, произнес крещальную формулу, но есть в лике мучеников и такие, которые точно даже не были крещены. Их любовь к принявшему за них смерть Иисусу была подлинным ответом на Его любовь – до терпения мучений и смерти. И они готовы были за Иисусом повторять (и, наверное, кто-то повторял) слова, сказанные Им на кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23.34). Но вряд ли такая же любовь к Иисусу обнаружится вдруг у адептов веры в бога-в-душе, которые, не осознавая подлинных отличий своей веры от христианства, свое неприятие Церкви, «попов» и обрядов объясняют тем, что патриарх «не на том ездит и не то, что нужно, благословляет», попы кругом безобразничают, а прихожане сплошь злые и лицемерные старухи.

Конечно, тех, кому достаточно бога-в-душе, цитаты из Библии не убедят в необходимости участия в таинствах Церкви. Некоторые цепляются за соломинку сомнения в подлинности библейских текстов. Это может помочь, если не сталкиваться с наукой под названием библеистика. Любопытный факт в качестве примера: древних манускриптов с текстами Нового Завета еще в 1970 году в мире насчитывалось 5237. Среди них есть несколько папирусов, отделенных от подлинников немногими десятилетиями. Однако не знать о данных библейской науки верующим в бога-в-душе гораздо удобнее: придумаешь себе идею об искаженности Евангелия и выбираешь себе: что нравится – подлинное, что не нравится – то, стало быть, попы корысти ради потом дописали.

Честнее было бы все-таки признаться хотя бы самим себе, что тот бог-в-душе – в душе, которой хорошо и без участия в таинствах Церкви, без чтения Священного Писания, без соизмерения своей жизни с Евангелием – это не тот Бог, который говорит с нами в Библии. И, по современной моде, ничего страшного: ведь главное же верить во что-нибудь. А бог-в-душе – это именно что-нибудь. Потому что в христианстве Бог – уж никак не «что-нибудь», а Кто. Одним удобнее без Него. А другим – тем, кто без Него не может – «Он… сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк 9:23).
 
 
 
Дюкарьduke_igthorn on September 26th, 2007 09:36 pm (UTC)
Спасибо за информацию к размышлению. Хотя ИМХО не покрывает всех вариантов бога-в-душе. Самое главное, кажется, упущено - бог-в-душе как источник внутренней этики.
(Подпись: атеист, не имеющий никакого бога)
Mikhail A Pokidkosoul_r on September 27th, 2007 06:57 am (UTC)
согласен, "бог-в-сердце" не обязательно есть только удобный и карманный вариант "Большого" Бога. Да и не обязательно иметь "бога-в-сердце", чтобы иметь в себе себе начало, которое делает лучше. Впрочем, это уже оффтоп, наверное

>Но вряд ли такая же любовь к Иисусу обнаружится вдруг у адептов веры в бога-в-душе, которые, не осознавая [и так далее, до конца предложения]
Не это препятствие чтобы начать верить, но, с другой стороны, повод - ведь это есть?

P.S.: камент на камент, но все же к Димитрию
(no subject) - overtakenbyjoy on September 27th, 2007 10:46 am (UTC) (Expand)
(no subject) - duke_igthorn on September 27th, 2007 10:47 am (UTC) (Expand)
nameless_childnameless_child on September 26th, 2007 09:50 pm (UTC)
проникся.
спасибо, батюшка.
gaad79gaad79 on September 27th, 2007 05:27 am (UTC)
Спасибо)) на многое открылись глаза
т.е. в церкви, даже в многотысячной толпе, лично для меня нет никого кроме меня и Бога? я правильно понял?
presviter_dspresviter_ds on September 27th, 2007 07:47 am (UTC)
Не совсем правильно. Если мы - члены Тела Христова, как нас может "не быть" друг для друга? "Нас же всех, от единой Чаши и Хлеба причащающихся, соедини друг ко другу во единое Духа Святаго причастие" - это текст священнической молитвы в литургии свт. Василия Великого. Просто осуждать никого не надо из тех, кто вокруг нас в храме.
Ирисiris_merk on September 27th, 2007 06:10 am (UTC)
Спасибо, батюшка. Если можно, проводите такие беседы с нами почаще. Потому что вопросов очень много, а ответы ищем не там. А вообще ничего, что у нас эти вопросы возникают? И предполагает ли вообще Вера вопросы? С праздником!
presviter_dspresviter_ds on September 27th, 2007 08:01 am (UTC)
Вопросы предполагает путь к вере. Когда вопросов нет, а вера "инсталирована", как программа в компьютере, это скорее всего секта
(no subject) - priest_alexis on September 27th, 2007 01:18 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on September 27th, 2007 05:43 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - priest_alexis on September 27th, 2007 05:51 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - bible_life on September 27th, 2007 06:57 pm (UTC) (Expand)
3onyx3onyx on September 27th, 2007 06:19 am (UTC)
Спасибо. На многое взглянул по-другому.
А можно вопрос не в тему?
Если не отличать добро от зла, то можно творить зло, не ведая, что творишь.
По-моему так. Что же плохого в том чтобы знать разницу между добром и злом? Они ведь вкусили плоды не дерева ЗЛА, а познания. А многие люди оправдывают свои чудовищные поступки тем, что они выше добра и зла.
Mikhail A Pokidkosoul_r on September 27th, 2007 06:59 am (UTC)
да, этот вопрос меня тоже всегда занимал))
(no subject) - presviter_ds on September 27th, 2007 08:00 am (UTC) (Expand)
(no subject) - soul_r on September 27th, 2007 09:45 am (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on September 27th, 2007 10:28 am (UTC) (Expand)
(no subject) - priest_alexis on September 27th, 2007 01:24 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on September 27th, 2007 05:38 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - priest_alexis on September 27th, 2007 05:40 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - soul_r on September 27th, 2007 09:34 am (UTC) (Expand)
(no subject) - overtakenbyjoy on September 27th, 2007 11:10 am (UTC) (Expand)
(no subject) - vukky on September 27th, 2007 08:13 am (UTC) (Expand)
(no subject) - soul_r on September 27th, 2007 09:35 am (UTC) (Expand)
(no subject) - vukky on September 27th, 2007 09:43 am (UTC) (Expand)
(no subject) - vukky on September 27th, 2007 09:45 am (UTC) (Expand)
(no subject) - soul_r on September 27th, 2007 09:38 am (UTC) (Expand)
(no subject) - vukky on September 27th, 2007 09:41 am (UTC) (Expand)
(no subject) - soul_r on September 27th, 2007 09:53 am (UTC) (Expand)
(no subject) - kira_maratova on September 27th, 2007 10:12 am (UTC) (Expand)
(no subject) - soul_r on September 27th, 2007 10:21 am (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on September 27th, 2007 10:55 am (UTC) (Expand)
(no subject) - soul_r on September 27th, 2007 11:05 am (UTC) (Expand)
(no subject) - overtakenbyjoy on September 27th, 2007 11:07 am (UTC) (Expand)
(no subject) - soul_r on September 27th, 2007 11:14 am (UTC) (Expand)
(no subject) - overtakenbyjoy on September 27th, 2007 11:19 am (UTC) (Expand)
(no subject) - duke_igthorn on September 27th, 2007 11:26 am (UTC) (Expand)
(no subject) - overtakenbyjoy on September 27th, 2007 11:53 am (UTC) (Expand)
(no subject) - duke_igthorn on September 27th, 2007 12:55 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - 3onyx on September 27th, 2007 01:54 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - duke_igthorn on September 27th, 2007 02:41 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - overtakenbyjoy on October 6th, 2007 10:39 am (UTC) (Expand)
(no subject) - duke_igthorn on October 6th, 2007 12:45 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - futile_gesture on September 27th, 2007 09:27 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - futile_gesture on September 27th, 2007 09:30 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - duke_igthorn on September 27th, 2007 09:43 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - yasteff on September 28th, 2007 12:10 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - duke_igthorn on September 28th, 2007 12:14 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - yasteff on September 28th, 2007 01:22 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on September 29th, 2007 01:59 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - duke_igthorn on September 29th, 2007 02:26 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - overtakenbyjoy on October 6th, 2007 10:58 am (UTC) (Expand)
(no subject) - duke_igthorn on October 6th, 2007 12:52 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - breqwas on January 17th, 2008 08:38 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - overtakenbyjoy on January 17th, 2008 08:55 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - duke_igthorn on September 29th, 2007 02:28 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - overtakenbyjoy on October 6th, 2007 10:50 am (UTC) (Expand)
(no subject) - overtakenbyjoy on October 6th, 2007 10:33 am (UTC) (Expand)
(no subject) - duke_igthorn on October 6th, 2007 12:43 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - overtakenbyjoy on September 27th, 2007 12:00 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - overtakenbyjoy on September 27th, 2007 12:03 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - soul_r on September 27th, 2007 12:38 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - duke_igthorn on September 27th, 2007 10:52 am (UTC) (Expand)
(no subject) - soul_r on September 27th, 2007 11:23 am (UTC) (Expand)
(no subject) - duke_igthorn on September 27th, 2007 11:28 am (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on September 27th, 2007 11:34 am (UTC) (Expand)
(no subject) - duke_igthorn on September 27th, 2007 11:45 am (UTC) (Expand)
(no subject) - soul_r on September 27th, 2007 11:42 am (UTC) (Expand)
(no subject) - overtakenbyjoy on September 27th, 2007 12:16 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - duke_igthorn on September 27th, 2007 12:24 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - overtakenbyjoy on September 27th, 2007 12:28 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - shofer on September 27th, 2007 10:48 am (UTC) (Expand)
(no subject) - 3onyx on September 27th, 2007 02:00 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - shofer on September 27th, 2007 02:54 pm (UTC) (Expand)
nameless_childnameless_child on September 27th, 2007 06:38 am (UTC)
Батюшка, паростите, что снова комментирую, но вот в процессе размышления над высказанным - возник у меня вопрос касающийся этого момента:

"Церкви было дано Господом обетование, что она пребудет неодоленной вратами адовыми, Христос обещал быть с ней – со Своими учениками – до скончания века."

каким образом тогда относится к следующим вещам:
1. Инквизиции, как частного проявления католической политики. И схизме как таковой.
Если саму инквизицию я могу понять, как нечто, идущие от зла самих людей, и не оскверняющее таинства церкви. То вот сама схизма и разведеление на "восток" и "запад" не укладывается в моей голове - ведь это же явный удар в самое сердце некогда единой церкви.
Выходит, что церковь никогда не была едина, а ересь, скапливалась до такой степени, что составила целую конфессию, и отделеение стало неоюходимым?

2. Как в таком случае понимать "откровенние", в котором четко указанно на будущее падение церкви и ее последующее чистое перерождение?

Очень надеюсь на Ваш ответ.
Mikhail A Pokidkosoul_r on September 27th, 2007 07:04 am (UTC)
Вероятно, так же, как и к тому, что «не на том ездят и не то, что нужно, благословляют» + остальное из списка выше

На самом деле, лично для меня препятствием верить было не сомнение в подлинности библейских текстов, а внутренняя противоречивости и нелогичность - то, чему учат, мало соотносится с тем, что видно в жизни. Ладно бы еще про машины, "не те" благословения - чай, конкретные люди и поддаться могли, а речь и всей системе, которая должна бы быть стройной, а не получается
(no subject) - presviter_ds on September 27th, 2007 07:57 am (UTC) (Expand)
(no subject) - soul_r on September 27th, 2007 09:42 am (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on September 27th, 2007 10:19 am (UTC) (Expand)
(no subject) - soul_r on September 27th, 2007 10:33 am (UTC) (Expand)
(no subject) - look_n_live on December 18th, 2012 01:51 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - vukky on September 27th, 2007 08:22 am (UTC) (Expand)
(no subject) - ohtori on September 27th, 2007 09:55 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - vukky on September 27th, 2007 11:17 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
presviter_dspresviter_ds on September 27th, 2007 07:51 am (UTC)
Ну, про "все обряды" - я написал, что бывало и иначе; а еще без веры и без любви обряды-то не помогут. Есть и такое понятие, как причастие в осуждение, о котором Павел коринфянам страшные вещи пишет.
(Deleted comment)
(no subject) - berhin on September 27th, 2007 09:04 am (UTC) (Expand)
Yakov Testelets' Journalermite_17 on September 27th, 2007 07:59 am (UTC)
Есть разбор похожих житейских мудростей у Виталия Каплана:
«У каждого свой Бог» http://www.foma.ru/blogs/kapvit/244;
«Вера — вещь интимная» http://vitaly-kaplan.livejournal.com/47680.html
only_uponly_up on September 27th, 2007 09:06 am (UTC)
"кто верит в Магомета кто в Аллаха кто в Иисуса" (с)

прочитал внимательно и честно говоря не понял о чем спич.. то что "бог в душе" и прочие личные системы мировоззрений имеют обычно мало (или ничего) общего с Богом скажем так "из Священного Писания" - это мне кажется всем понятно.. как и то что каждый выносит что то свое из прочтения Писания...

лично меня от участия в "таинствах Церкви" отвращает весьма агрессивная монополия Церкви на Бога и Его откровения (что Вы замечательно проиллюстрировали словами Киприана Карфагенского).
presviter_dspresviter_ds on September 27th, 2007 09:54 am (UTC)
///агрессивная монополия Церкви на Бога и Его откровения...
Ну, если Вы внимательно прочитали пост, то Ваши претензии - лично к Иисусу.
(no subject) - only_up on September 27th, 2007 10:30 am (UTC) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) on September 27th, 2007 10:05 am (UTC) (Expand)
(no subject) - dyk_de_bosch on September 27th, 2007 10:07 am (UTC) (Expand)
(no subject) - only_up on September 27th, 2007 10:31 am (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on September 27th, 2007 10:34 am (UTC) (Expand)
(no subject) - dyk_de_bosch on September 27th, 2007 11:20 am (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on September 27th, 2007 11:30 am (UTC) (Expand)
(no subject) - soul_r on September 27th, 2007 10:24 am (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on September 27th, 2007 10:30 am (UTC) (Expand)
(no subject) - soul_r on September 27th, 2007 10:58 am (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on September 27th, 2007 11:23 am (UTC) (Expand)
(no subject) - soul_r on September 27th, 2007 11:32 am (UTC) (Expand)
(no subject) - dyk_de_bosch on September 27th, 2007 11:17 am (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on September 27th, 2007 11:24 am (UTC) (Expand)
(no subject) - soul_r on September 27th, 2007 11:25 am (UTC) (Expand)
r.M.B.amg_broken_life on September 27th, 2007 09:50 am (UTC)
Хорошая беседа,батюшка,главное - актуально. А к себе в жж откросспостить можно? С сохранением копирайта,естественно
presviter_dspresviter_ds on September 27th, 2007 10:36 am (UTC)
С тобой-то, Максим, чтоб я чем-нибудь и не поделился? ;)))
Радослав: thinkingaiglos on September 27th, 2007 10:15 am (UTC)
"не священник творит обряд, но сам Господь"
формулировка очень хорошая, но вот какой вопрос...
дело в том, что я, например, не переношу Алексия 2го. За его политизированность и сотрудничество с власовцами во время войны. Когда на Пасху, например, батюшка призывает молиться за него, я не могу этого сделать. А это неправильно: в храме не должно быть отрицательных эмоций.
потом, не могу смотреть на коньюнктуру в церкви. Я вот, не знаю, как мне, в таком случае, относиться к торговым лавкам в храме Христа Спасителя и фразам "сумма пожертвований указана на ценниках"...
всё это печально, как-то очень.

если Вы мне это объясните, я буду очень благодарен.
presviter_dspresviter_ds on September 27th, 2007 10:50 am (UTC)
Про "сотрудничество с власовцами" первый раз слышу (читаю). Ссылку на источник, пожалуйста. Политизированность - тоже конкретнее, с цитатами тех высказываний или с описаниями тех действий, которые Вы считаете именно политическими.

А уже потом поговорим о грехе осуждения.

О пожертвованиях за требы - если в каком-нибудь храме Вам откажут в том или ином священнодействии по причине Ваших трудностей с деньгами, то это будет серьезный грех того священника, который там служит. А добиваться для него наказания или оставить на суд Божий - это уже Ваш выбор.

В ветхозаветной Церкви, и в раннем христианстве верующие отдавали храму (или общине) десятую часть всех своих доходов. В последние века практика "десятины" вытеснилась более щадящим вариантом: разовые пожертвования, как правило, приуроченные к необходимости заказать какую-либо требу, купить икону и т.п. Но деньги - это не оплата молитвы. Не молитва не принимается без пожертвования, а - наоборот - пожертвование не принимается без молитвы (это я про "небесную копилку").
(no subject) - aiglos on September 28th, 2007 08:43 am (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on September 29th, 2007 01:55 pm (UTC) (Expand)
священник Димитрий Карпенкоotez_dimitriy on September 27th, 2007 10:47 am (UTC)
В отличие от бога-в-душе, Бог не обещает нам комфорта

хгровские нотки зазвучали )))
presviter_dspresviter_ds on September 27th, 2007 10:51 am (UTC)
Я его не читаю. По крайней мере, в жж.
(no subject) - otez_dimitriy on September 27th, 2007 10:56 am (UTC) (Expand)
topb_ot30 on September 27th, 2007 10:50 am (UTC)
Вы попали в top30 на яндексе самых обсуждаемых тем в блогосфере. Поэтому копия вашего поста доступна в ленте по ссылке
Почитать текст со всеми комментариями можно тут
Это Ваш 3-й ТОПовый пост за последний год. Посмотреть статистику автора можно тут.
Этот "бот не имеет отношения к Яндексу" © НадежныйИсточник
ex_ras_dan on September 27th, 2007 10:55 am (UTC)
Вот я задам вопрос, Вы пишете:

Без Причастия человек в определенном смысле мертв духовно: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни»

Как же вы истинной считаете то, что, очевидно, не может подойти для большинства людей? (Индуисты, буддисты и т.д.)


Второй вопрос: разве можно верить в то, что нельзя проверить разумом (который действительно от Бога, и отличает на от животных)? Ведь воскресение, чудеса и сама божественность Иисуса может быть, а может и не быть, и нельзя этого достоверно знать. А даже если бы чудеса совершались прямо на наших глазах - разве это была бы на рабская (или как бы сказать) вера?


Разве можно чему-нибудь верить больше (ну то есть учению церкви), чем тому, что вложено в каждого человека, и про что наверняка можно сказать - это от Бога и это истина. А ведь странно было бы, если бы человек родившийся где-нибудь на необитаемом острове, вдруг стал бы мочить хлеб в вине, писать иконы и распевать многословные молитвы..?


Мира и любви!
ex_ras_dan on September 27th, 2007 10:57 am (UTC)
И что Вы думаете по Четвероевангелии Толстого? :)
(no subject) - presviter_ds on September 27th, 2007 11:05 am (UTC) (Expand)
(no subject) - ex_ras_dan on September 27th, 2007 11:09 am (UTC) (Expand)
(no subject) - shofer on September 27th, 2007 11:36 am (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on September 27th, 2007 11:21 am (UTC) (Expand)
(no subject) - daath_ter_learg on September 27th, 2007 03:20 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - priest_alexis on September 27th, 2007 04:39 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - breqwas on January 17th, 2008 09:12 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - priest_alexis on January 18th, 2008 02:03 am (UTC) (Expand)
(no subject) - priest_alexis on September 27th, 2007 04:24 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
lodygin_kirilllodygin_kirill on September 27th, 2007 01:07 pm (UTC)
Ну раз уж Вы фактически проповедническую деятельность в Сети ведете, надеюсь, не откажетесь, отец, поговорить со мной вот о чем. Я подлинность библейских текстов под сомнение не ставлю, концепция бога-в-душе, в том виде в каком Вы ее тут представили, мне всегда казалась интеллигентской блажью (что, впрочем, не мешает мне не любить "попов"). Устремления настоящего христианина вроде бы представляю. Но остаются они для меня непонятными. Вообще большинство религиозных практик (не только христианских) представляются мне дорогой в неизвестном направлении. От любого религиозного подвижника (а раз уж вступил на эту дорожку, то можно быть только подвижником, потому что как же иначе?) требуется масса усилий для достижения совершенно непонятного (мне непонятного, непредставимого) результата. Ну вот эта христианская "жизнь будущего века", она какая? И, самое главное, она зачем? Вот Христос подарил нам Вечность, а что делать с этим подарком совершенно непонятно? Мне кажется, мой вопрос звучит дико наивно, глупо. Но задать его как-то лучше не получается.
Ну, вот мы же с Вами почти ровестники, т.е. усредненный поколенческий опыт у нас должен быть примерно одинаковый: вполне счастливое советское детство, тревожная юность, крушение и гибель Родины, ну и т.д. У нас были идеальные условия, чтобы почувствовать вкус времени, понять прелесть этой нашей земной, временной жизни, которая и прекрасна-то потому, что проходяща. Но Вы, вероятно, умудрились еще почувствовать вкус Вечности. А от меня он ускользает. Потому и непонятно, что делать со всеми христовыми подарками...
priest_alexispriest_alexis on September 27th, 2007 01:49 pm (UTC)
Да позволит мне отец Димитрий вмешаться, так как вопрос Вы, Кирилл, ему адресовали.
Кирилл, может быть я неправ, но в Вашем комменте заметно некое противоречие: с одной стороны - "Устремления настоящего христианина вроде бы представляю", с другой - "Ну вот эта христианская "жизнь будущего века", она какая? И, самое главное, она зачем?"
По этому поводу лично у меня возникает вопрос: а какой смысл для Вас имеют слова "устремление настоящего христианина", в чем по Вашему цель христианской жизни? Дело в том, что из последующих Ваших рассуждений это не совсем ясно, можно только догадываться.
(no subject) - lodygin_kirill on September 27th, 2007 02:05 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - priest_alexis on September 27th, 2007 02:18 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - lodygin_kirill on September 28th, 2007 06:02 am (UTC) (Expand)
(no subject) - alexakarpov on January 25th, 2010 02:44 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - lodygin_kirill on September 28th, 2007 07:39 am (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - lodygin_kirill on September 28th, 2007 08:08 am (UTC) (Expand)
(no subject) - lodygin_kirill on September 28th, 2007 08:16 am (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - lodygin_kirill on September 28th, 2007 11:04 am (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - lodygin_kirill on September 28th, 2007 12:02 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - presviter_ds on September 29th, 2007 01:51 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - wolk_off on October 5th, 2007 07:26 pm (UTC) (Expand)
Concordia discors: pic#64969019marinabg on September 27th, 2007 01:20 pm (UTC)
замечательно, как раз сегодня в тему :)
ex_vandeia on September 27th, 2007 01:22 pm (UTC)
С Праздником,отче!
Если Бог закрывает двери, то открывает окноavdotija_zorja on September 27th, 2007 01:36 pm (UTC)
Я бы еще сказала, что - "бог-в-душе" это и любовь прежде всего к самому себе.
Не к Нему...
С ПРАЗДНИКОМ!

До сих пор жалею страшно, что не был сил добраться до концерта, и - мы не увиделись... Очень хочется. Может быть, в следующий приезд?
NewsMakernewsmaker on September 27th, 2007 01:56 pm (UTC)
Спаси, Господи!
С праздником, честный отче!
Фра Даинусdain_crusader on September 27th, 2007 02:09 pm (UTC)
Очень хорошо про Причастие написали, спасибо.
Вот, кстати, осознание смысла этого Таинства по-настоящему приходит, когда священник читает тайносовершительные молитвы вслух на Евхаристическом каноне. Особенно ту, что перед "Твоя от твоих". Мы здесь, на этой земле, приобщаемся Христа во всей полноте - от Его пришествия до Страшного Суда.
(Anonymous) on September 27th, 2007 02:25 pm (UTC)
> Теперь мы знаем, что посмертие может быть разным

заменить "знаем" на "верим". и далее по тексту.
Даат тэр Леаргdaath_ter_learg on September 27th, 2007 03:11 pm (UTC)
Тэк-с, если евхаристия - сердце, все остальное - органы, то логичный вопрос - МОЗГ ГДЕ?
gigant_misly on September 27th, 2007 04:03 pm (UTC)
там же где и тело
(no subject) - daath_ter_learg on September 27th, 2007 04:31 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - shofer on September 27th, 2007 04:45 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - gigant_misly on September 27th, 2007 04:52 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - shofer on September 27th, 2007 05:29 pm (UTC) (Expand)
Даат тэр Леаргdaath_ter_learg on September 27th, 2007 03:41 pm (UTC)
Кстати говоря, а почему это по раю змей искуситель как по собственному дому шастает?
(Anonymous) on January 20th, 2008 09:56 am (UTC)
ответ
почему как по собственному дому? первые люди в раю были искушаемы змеем, но им была дарована свободная воля, следовательно они совершили грех сознательно и понесли за это заслуженное наказание. ИХ НИКТО НАСИЛЬНО НЕ ЗАСТАВЛЯЛ ТВОРИТЬ ГРЕХ.
Андрейandrej_2006 on September 27th, 2007 03:55 pm (UTC)
Бог-в-душе - вежливая форма атеизма. Не помню кто сказал....
presviter_dspresviter_ds on September 27th, 2007 05:37 pm (UTC)
+
ярко сказано
Re: + - andrej_2006 on September 27th, 2007 06:25 pm (UTC) (Expand)