?

Log in

No account? Create an account
 
 
09 November 2011 @ 04:38 pm
Как это – верить?  
Несколько дней тому назад один хороший человек задал мне вопрос: «а как это – верить?». Человек этот называет себя атеистом, при этом говорит, что существование Бога не отрицает… да, такие вот теперь атеисты пошли… но, по его словам, никто его не научил, как это – верить.

Поскольку разговор был фрагментарным, на ходу, ответить серьезно и вдумчиво в тот момент возможности не было. Однако вопрос этот во мне застрял. И сейчас вот я добрался до клавиатуры с намерением поразмышлять над ним. Не знаю, получится ли из этих размышлений ответ тому конкретному человеку – может оказаться, что я вовсе и не о том, о чем он меня спросил…И тем не менее.

В моем представлении вера начинается с осознания того, что Первопричина бесконечной вселенной не просто существует, а еще и доступна для личного общения каждому из нас. Мало того, в нас заложена потребность в этом общении, оно не менее необходимо и не менее естественно, чем наше общение друг с другом. Только эта потребность по ряду причин не всеми и не всегда осознается.

Общение это имеет разные формы. Богослужение, священнодействия, традиционные молитвы – некоторые из этих форм. Почему они, наряду с другими, необходимы для нас – отдельный разговор. Но, поскольку Ему открыты тончайшие движения человеческой души, формы общения могут быть (и должны быть) не только с любыми словами на любом языке, но и вовсе без слов.

Один из парадоксов веры заключается в том, что, хотя Бог самодостаточен и, соответственно, ни в ком и ни в чем не нуждается, Ему есть дело до каждого из нас. И каждого из нас Он ждет. Не потому, что ему что-нибудь от нас нужно. Просто любит и ждет.

Общение, которое только «по поводу» – когда нам в чем-то нужна помощь – может быть начальным этапом веры. Вера – это когда нужен Он Сам больше, чем что-либо от Него. Но и такая вера не мешает попросить его о какой-либо мелочи. В общении любящих друг друга не стыдно попросить о мелочи. Так же, как и не о мелочи.

Я не верю в Бога-мстителя, Бога-садиста. Поэтому религиозные поползновения, диктуемые страхом перед наказанием, в моем представлении имеют мало общего с верой. Как тогда быть со всякими болезнями и бедствиями? Вариант объяснения – мол, не успевает Бог со всеми проблемами управиться и все предотвратить, меня тоже не устраивает. Я представляю задачу Промысла как устроение для каждого определенного пути, который душа должна пройти для собственного созревания, взросления; при этом я не считаю, что все события планируются Промыслом, скорее можно говорить о регулировании взаимодействия между собой проявлений человеческой свободы… плюс соотношение всего этого с внешними, вне человеческой воли лежащими, событиями и обстоятельствами. Причем Промысел – не механизм, а воля Живого Бога, Которого можно просить в числе прочего и о сверхъестественном вмешательстве в ход событий. Однако путь, по которому нам необходимо пройти, может включать в себя много всего неприятного и страшного.

Еще я считаю, что Бог мне ничего не должен. И что есть вопросы, на которые я могу никогда не получить ответов. По крайней мере, не получу их в земной жизни, а будут ли они актуальны для меня дальше, я не знаю. Если я встречаю носителя веры, у которого есть исчерпывающие ответы абсолютно на все вопросы, имею основания подозревать, что с его верой мне не по пути.

А что должен Богу я? Вот тут начинается самое сложное. Если вера – это реальное общение с реальным Богом, не только по какому-либо поводу, а – в том числе просто предстояние перед лицом Его, то не только поступки, но и тончайшие душевные движения, которые несовместимы с Его любовью, не должны иметь во мне места. Не получается жить по Его любви? Значит, слаба вера.

А если моя вера настолько слаба, что со стороны в какие-то моменты может показаться, что ее и вовсе нет, то откуда же тогда хотя бы попытки верить, хотя бы какое-то стремление к Богу? Потому ли, что кто-то сказал, что верить – это правильно, это нужно? Да мало ли кто что сказал…

Думаю, главное, что является причиной веры – это призыв, идущий от Самого Бога. И думаю, что призывает-то Он к Себе всех, а вот что мы Его слышим по-разному – на то причины в нас самих. А еще подлинная вера – это дар, о котором можно и нужно просить. Его же. Просить помочь расчистить в нас все то, что мешает расслышать Его призыв, все то, что мешает жить в соответствии с Его любовью.

И еще вера – это не статичное состояние, а путь. И путь в Боге на самом деле бесконечен, поскольку бесконечен Сам Бог. И главное, что я о собственной вере могу сказать – что я в самом начале этого пути. Поэтому вопрос «как это – верить?» в какой-то степени остается вопросом и для меня самого.
 
 
 
Универсальный дилетант: ночной обликterehov on November 9th, 2011 02:12 pm (UTC)
Хорошо написано, понравилось.

Есть еще вопрос интересный - что есть грех? В смысле, не определение греха, а, так сказать, критерии для определения того, что грех, а что - нет.
presviter_dspresviter_ds on November 9th, 2011 02:46 pm (UTC)
По большому счету грех - это то, что против любви Божией.
Но тут придется сделать ряд оговорок. Проблема в том, что Божию любовь каждый может понимать по-своему. Кто-то, например, оправдывает своим ее пониманием любые плотские грехи, в том числе противоестественные: мол, Бог есть любовь, а поскольку мы друг друга любим, Бог не может быть против проявлений нашей любви, и т.п. Опять-таки: Божией любви, надо полагать, все равно, есть ли яичный порошок в печеньках, которые я ел сегодня. Но есть еще такие понятия, как духовная дисциплина и следование традиции, без которых представление о Божественной любви как раз и размывается неизвестно во что.
Универсальный дилетантterehov on November 10th, 2011 07:15 am (UTC)
Вот-вот. Если не говорить об абстрактных вещах, то вопрос по большому счету повисает в воздухе.
Т.е. я понимаю, что есть безусловно греховные вещи - например, убийство людей из садистических побуждений. Но в большинстве случаев упомянутые оговорки имеют место - если мы не хотим скатиться на "бабушкин" уровень понимания.
Ясинский Сергейgospatent on November 12th, 2011 06:24 pm (UTC)
"Кто-то, например, оправдывает своим ее пониманием любые плотские грехи, в том числе противоестественные: мол, Бог есть любовь, а поскольку мы друг друга любим, Бог не может быть против проявлений нашей любви"

Прости, можно, наконец, уточнить: ты действительно не допускаешь, что по крайней мере кто-то (пусть не все) из обсуждаемых нами людей ЛЮБИТ друг друга и готов жить вместе семьей всю жизнь? И что их отношения, в таком случае, не сводятся исключительно к постельным, не всегда построены исключительно на "блуде"?
presviter_dspresviter_ds on November 16th, 2011 09:59 pm (UTC)
Разумеется, крайне редко отношения между людьми сводятся только лишь к постельным. Даже в таких случаях, когда они будто бы толь лишь постельные, они на самом деле еще товарно-денежные.
Зачем ты пытаешься в оппонентах видеть идиотов, будто бы отрицающих очевидные вещи?
Впрочем, лучше не отвечай, пожалуйста. Если сейчас здесь опять вырастет длинючая ветка комментов, содержащих уже надоевшие до тошноты штампы и лозунги, принципиальное игнорирование одной из сторон неприятных вопросов, и бег по кругу, как пони в зоопарке - за эту пустую трату времени нам придется давать ответ в День Судный. (А то меня тут уже истолковали так, будто я в него не верю.)
Ясинский Сергейgospatent on November 17th, 2011 02:52 am (UTC)
>Разумеется, крайне редко отношения между людьми сводятся только лишь к постельным.
>Зачем ты пытаешься в оппонентах видеть идиотов, будто бы отрицающих очевидные вещи?

Я изо всех сил стараюсь НЕ увидеть в оппонентах идиотов...
Но мне они очень часто именно это и пытаются доказать - про то, что ВСЕ геи и лесбиянки регулярно меняют партнеров, про то, что кроме секса, ни на чем эти отношения не держатся, и.т.д, и.т.п.
При этом - вот странно! - примерно половина знакомых ЛГБ (в частности, те, кто был в Питере на сентябрьском конфере) являются вполне семейными людьми.

>А то меня тут уже истолковали так, будто я в него не верю.

Где?? Жаль, я такое пропустил...;((
Contrite Sinnersergeev555 on November 9th, 2011 03:10 pm (UTC)
Это и простой, и сложный вопрос - критерии. Потому что, грех в православном понимании — это не преступление или оскорбление в смысле закона, это и не просто некий безнравственный поступок, а грех — это прежде всего болезнь человеческой природы.
Шестой Вселенский собор в 102-м правиле определяет грех как болезнь души.
Поэтому отец Дмитрий ответил очень верно.

Я бы добавил - грех то, что отдаляет тебя от Господа, то, что мешает тебе идти к нему, мешает получать любовь Божию. То, что "отворачивает" тебя о Бога.
Универсальный дилетант: ночной обликterehov on November 10th, 2011 07:12 am (UTC)
Я же говорю - различные богословские определения греха мне известны. В данном случае я ставлю вопрос именно о практической стороне вопроса - по какому принципу мы считаем грехом одно, и не считаем другое. Например, для мусульманина употребление в пищу алкоголя и свинины - грех, а многоженство - нет, а у православных противоположная точка зрения. Можно продолжать приводить примеры бесконечно - и в рамках христианских конфессий, и применительно к точкам зрения отдельно взятых православных священников...
Contrite Sinnersergeev555 on November 10th, 2011 08:37 am (UTC)
Именно по такому: то, что удаляет нас от Бога, мне кажется.
Я могу говорить только про себя. Это ОЧЕНЬ ИНДИВИДУАЛЬНО. Как и взаимоотношения между конкретным человеком и Богом. Я чувствую, какими поступками я отдаляюсь.

Кстати, нигде нет понимания греха, как болезни души. Кроме христианства. Везде - это нарушение правил или установлений, закона, "регламента" (кроме буддизма).
Такое понимание есть и в христианстве, но оно не является основополагающим. Лично мне кажется, что это лежит в мистической области. И Промысел Божий не ведом ни людям, ни ангелам. Посему мы сами оцениваем наши поступки с точки зрения того, насколько мы своими поступками соответствуем Христу. Весь закон и пророки в любви к Богу и ближнему.