?

Log in

No account? Create an account
 
 
09 November 2011 @ 04:38 pm
Как это – верить?  
Несколько дней тому назад один хороший человек задал мне вопрос: «а как это – верить?». Человек этот называет себя атеистом, при этом говорит, что существование Бога не отрицает… да, такие вот теперь атеисты пошли… но, по его словам, никто его не научил, как это – верить.

Поскольку разговор был фрагментарным, на ходу, ответить серьезно и вдумчиво в тот момент возможности не было. Однако вопрос этот во мне застрял. И сейчас вот я добрался до клавиатуры с намерением поразмышлять над ним. Не знаю, получится ли из этих размышлений ответ тому конкретному человеку – может оказаться, что я вовсе и не о том, о чем он меня спросил…И тем не менее.

В моем представлении вера начинается с осознания того, что Первопричина бесконечной вселенной не просто существует, а еще и доступна для личного общения каждому из нас. Мало того, в нас заложена потребность в этом общении, оно не менее необходимо и не менее естественно, чем наше общение друг с другом. Только эта потребность по ряду причин не всеми и не всегда осознается.

Общение это имеет разные формы. Богослужение, священнодействия, традиционные молитвы – некоторые из этих форм. Почему они, наряду с другими, необходимы для нас – отдельный разговор. Но, поскольку Ему открыты тончайшие движения человеческой души, формы общения могут быть (и должны быть) не только с любыми словами на любом языке, но и вовсе без слов.

Один из парадоксов веры заключается в том, что, хотя Бог самодостаточен и, соответственно, ни в ком и ни в чем не нуждается, Ему есть дело до каждого из нас. И каждого из нас Он ждет. Не потому, что ему что-нибудь от нас нужно. Просто любит и ждет.

Общение, которое только «по поводу» – когда нам в чем-то нужна помощь – может быть начальным этапом веры. Вера – это когда нужен Он Сам больше, чем что-либо от Него. Но и такая вера не мешает попросить его о какой-либо мелочи. В общении любящих друг друга не стыдно попросить о мелочи. Так же, как и не о мелочи.

Я не верю в Бога-мстителя, Бога-садиста. Поэтому религиозные поползновения, диктуемые страхом перед наказанием, в моем представлении имеют мало общего с верой. Как тогда быть со всякими болезнями и бедствиями? Вариант объяснения – мол, не успевает Бог со всеми проблемами управиться и все предотвратить, меня тоже не устраивает. Я представляю задачу Промысла как устроение для каждого определенного пути, который душа должна пройти для собственного созревания, взросления; при этом я не считаю, что все события планируются Промыслом, скорее можно говорить о регулировании взаимодействия между собой проявлений человеческой свободы… плюс соотношение всего этого с внешними, вне человеческой воли лежащими, событиями и обстоятельствами. Причем Промысел – не механизм, а воля Живого Бога, Которого можно просить в числе прочего и о сверхъестественном вмешательстве в ход событий. Однако путь, по которому нам необходимо пройти, может включать в себя много всего неприятного и страшного.

Еще я считаю, что Бог мне ничего не должен. И что есть вопросы, на которые я могу никогда не получить ответов. По крайней мере, не получу их в земной жизни, а будут ли они актуальны для меня дальше, я не знаю. Если я встречаю носителя веры, у которого есть исчерпывающие ответы абсолютно на все вопросы, имею основания подозревать, что с его верой мне не по пути.

А что должен Богу я? Вот тут начинается самое сложное. Если вера – это реальное общение с реальным Богом, не только по какому-либо поводу, а – в том числе просто предстояние перед лицом Его, то не только поступки, но и тончайшие душевные движения, которые несовместимы с Его любовью, не должны иметь во мне места. Не получается жить по Его любви? Значит, слаба вера.

А если моя вера настолько слаба, что со стороны в какие-то моменты может показаться, что ее и вовсе нет, то откуда же тогда хотя бы попытки верить, хотя бы какое-то стремление к Богу? Потому ли, что кто-то сказал, что верить – это правильно, это нужно? Да мало ли кто что сказал…

Думаю, главное, что является причиной веры – это призыв, идущий от Самого Бога. И думаю, что призывает-то Он к Себе всех, а вот что мы Его слышим по-разному – на то причины в нас самих. А еще подлинная вера – это дар, о котором можно и нужно просить. Его же. Просить помочь расчистить в нас все то, что мешает расслышать Его призыв, все то, что мешает жить в соответствии с Его любовью.

И еще вера – это не статичное состояние, а путь. И путь в Боге на самом деле бесконечен, поскольку бесконечен Сам Бог. И главное, что я о собственной вере могу сказать – что я в самом начале этого пути. Поэтому вопрос «как это – верить?» в какой-то степени остается вопросом и для меня самого.
 
 
 
presviter_dspresviter_ds on November 9th, 2011 04:10 pm (UTC)
А что именно в этом тексте Вам показалось "диссидентским"?
westelfwestelf on November 9th, 2011 04:15 pm (UTC)
Само по себе рассуждение о том, что такое вера. Тут же экспериментом, как в физике, ничего не проверить. На веру воспринимается совершенно все. Я могу с вами соглашаться, а могу не соглашаться - это будет вопросом веры вам, как автору текста. Вот мне и казалось, что понятия веры, греха и т.п. довольно жестко регламентированы, чтобы церковь сохраняла целостность.
presviter_dspresviter_ds on November 9th, 2011 04:26 pm (UTC)
Кто-то нуждается в жесткой регламентации для себя и окружающих - это их дело. Но что-то я не припомню в Новом Завете запрета думать...
А проверять - зачем? Мне задали вопрос; я написал то, что думаю. Принципиально решив обойтись без цитат из внутри-христианских авторитетных источников, чтобы мой ответ не выглядел штампованным.
westelfwestelf on November 9th, 2011 05:42 pm (UTC)
Ответ не выглядит штампованным - тем и интересен.

Просто, если я расскажу вам про свое понимание веры и каким, по моему мнению, может или должен быть бог, но при этом назову себя православным, то вы надо мной посмеетесь и будете правы. Вот мне и непонятно, есть ли хотя бы интуитивные ориентиры для оценки основных понятий?
presviter_dspresviter_ds on November 9th, 2011 06:04 pm (UTC)
Есть догматика. Определения вселенских соборов, очерчивающие пределы богословия. За этими пределами - не православие. Есть Библия, но к ней необходима определенная традиция интерпретации, иначе получается бесчисленное количество мнений, которые, в свою очередь, иногда являются основаниями для создания сект, вплоть до самых изуверских. Есть еще в православии такое понятие - consensus patrum, согласие отцов, т.е. те мысли, которые по определенным вопросам совпадали у подавляющего большинства канонизированных отцов Церкви.

А о том, что такое догматика в целом, можно составить представление, например, посмотрев вот это оглавление:
http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/davudenkov_dogmatika_1g_01_all.shtml
Можно даже попробовать почитать какие-нибудь из глав по тем темам, которые покажутся интересными.
westelfwestelf on November 9th, 2011 07:00 pm (UTC)
Ну теперь мне понятнее стало :)
Спасибо
Contrite Sinnersergeev555 on November 9th, 2011 04:26 pm (UTC)
Мне кажется, что речь не идет о Символе веры и о подробном перечне грехов и греховных страстей. Понимаете?

Я когда к Богу пришел не знал ни того, ни другого. Речь идет о вере, как о мистической связи Бога и человека.

Речь не идет о вере в плане ВЕРИТЬ во ЧТО-ТО.
Речь идет о том, что как это "ВЕРИТЬ БОГУ". Мне так кажется.
Верить ему, как Божественной личности. А не просто признавать ЕГО существование.