?

Log in

No account? Create an account
presviter_ds
28 April 2018 @ 08:01 pm


Ушёл последний из русских старцев, чьи духовные дарования были известны еще в советскую эпоху. Может быть, и есть еще какие-нибудь тайные подвижники, но из тех, кто был на виду, отец Адриан - последний из великих.

Я лишь дважды был у него в келье в разные годы, но в течение нескольких лет после смерти о.Макария Болотова отец Адриан был моим старцем - я спрашивал совета, созваниваясь с келейницей, либо передавая записки через его духовных чад. В числе прочего, из Курской епархии в Липецк мы перебрались по его благословению.

10 лет назад он молитвой вытащил с края могилы мою дочь, когда никакое лечение не помогало, и врачи прямым текстом говорили о перспективе летального исхода. Сказал уверенно - девочка выживет, и она в тот же день резко пошла на поправку.

За несколько лет до этого одной моей знакомой, у которой был неоперабельный рак, он передал - надо причаститься и пособороваться, она выздоровеет. Я не поверил. Про соборование и причастие ей рассказал, а что старец пообещал исцеление - даже говорить не стал. Через две недели выписали здоровую. Я попросил знакомого врача из того отделения, где она лежала, поднять историю болезни и прокомментировать отказ от операции. Он сказал - были метастазы за брюшиной в том месте, где их невозможно вырезать. Поэтому ограничились лучевой терапией. Но чтобы при раке с неоперабельными метастазами лучевая терапия так легко и быстро помогала бы - не очень верится. А среди духовных чад о.Адриана свидетельств об исцелениях по его молитвам наберётся на толстую книжку.

Он окормлялся (по переписке) у о.Софрония Сахарова, общался с преподобными Глинскими старцами. Когда приезжал в 1972 в Абхазию к о.Серафиму Романцову, постриг там в иночество молодого Бориса Сухаревского, который после этого 14 лет подвизался в горах отшельником, а сейчас лежит в одной из питерских больниц со слишком поздно обнаруженной серьёзной стадией рака - прошу молитв о нем, его сейчас зовут иеросхимонах Силуан. Кстати, пострижен в честь преподобного Силуана Афонского, чей ближайший ученик был наставником отца Адриана…
 
 
presviter_ds
Простите меня.
А еще спасибо всем, кто помогал нам с проведением очередного фестиваля. Наших ребят, шагнувших на новые ступени служения, поздравляем, и Божией помощи вам, отцы и братья: http://www.ekkl.ru/16-all/glavnaya/215-novosti-molodjozhnogo-tsentra
 
 
presviter_ds
Умерла моя тётя, одна из четырёх сестер отца.
Своих детей у нее не было, в моём детстве она жила с мужем в доме своих родителей. Я в первые годы жизни много времени проводил у бабушки с дедушкой, и моим воспитанием там занималась Таечка. Я звал ее "мама Тая" - с мамой не путал, конечно, но искренне считал второй матерью.
Самое большое счастье было, когда она рассказывала мне сказки на ночь. Это были всегда импровизации, и какая-то особая была в этих сказках атмосфера, которая создавалась не столько сюжетом, сколько интонациями таечкиного голоса, ее лаской.
С моих 10 лет мы с ней жили в разных городах (она всю жизнь прожила в моём родном городе, это Узловая Тульской области), и более редкие встречи стали от этого еще более трогательными.
Она очень тяжело болела последние годы. От диабета ослепла, не могла ходить. Постоянно мучилась болями, но не жаловалась, не унывала - всегда старалась подбадривать близких, переживала больше о других, чем о себе.
Причащал я ее в последний раз осенью; сегодня местный священник смог ее только пособоровать, но и то слава Богу.
 
 
presviter_ds
25 January 2018 @ 12:40 pm
Его голос в меня вошёл то ли с материнским молоком, то ли даже еще внутриутробно. Впрочем, как и для большинства из моего поколения.

http://www.pravmir.ru/na-polyah-magnitofonnoy-lentyi - не статья, а собранные под один заголовок несколько набросков, некоторые из которых я (в чуть ином виде) выкладывал здесь.
 
 
presviter_ds
30 December 2017 @ 04:05 pm
всем, кто поздравил и поздравляет.
Но эта дата для меня всегда теперь будет не только моим д/р, но и еще и днем перехода в блаженную Вечность очень родного человека - схимонахини Николаи из Снетогорского монастыря.
Когда-то смотрел видеозапись, где матушка в гостях у о.Макария (Болотова) вспоминает их общих наставников - схимонаха Иоасафа, схиигумена Митрофана и других старцев, и спрашивает:
- Ждут они нас там?
- Ждут, ждут.
- Помогут?
- Помогут.
Отца Макария и ее там дождались. А я, вспоминая тот диалог, дерзая надеяться, что они с мать Николаей теперь ждут нас - тех, кто любит их, и кого они в земной жизни встречали с любовью. Ждут и помогут.
Два года назад:
 
 
 
presviter_ds
Виталик Каплан попросил меня написать о Галиче к сегодняшней дате колонку для Фомы, так, чтобы это был личный текст, типа "Галич в моей жизни". Получилось вот что: https://foma.ru/kadish-po-aleksandru-galichu.html

Вообще я пытался писать о Галиче для "Фомы" в самом начале 2000-х. Первую версию запорол отец Аркадий Шатов, тогдашний духовник журнала (ныне еп.Пантелеимон). Володя Гурболиков говорил, что претензии у о.Аркадия были не к тексту статьи, а вообще к теме - типа "диссиденты-шестидесятники, нам с ними не по пути". Но я не только не в обиде на вл.Пантелеимона, наоборот - уверен, что его вето на публикацию было промыслительным. Потому что вскоре Елена Камбурова, узнав, что я пытаюсь писать о Галиче, спросила "а вы знакомы с его дочерью?", дала телефон Алёны и уговорила позвонить. И в процессе общения с Алёной мне стало понятно, что текст статьи был сырой и слабый, что надо будет писать принципиально иначе. С тех пор Виталий Маркович в течение 15 лет время от времени деликатно интересовался у меня, как там моя статья о Галиче.

Однако статья всё никак не складывалась, и 2 года назад я решил облечь ее в форму лекции. Вторую из попыток говорить о Галиче на видеокамеру мы выложили на ПравМире. Однако всё-таки и на сайте Фомы теперь есть небольшой текстик, по поводу которого нам с тобой, Виталий, можно будет отпраздновать рекорд редакторского терпения и журналистского долгостроя - больше полутора десятилетий в ожидании вдохновения :))

...хоть он сильно отличается и от того, что зарубил о.Аркадий, и от того, что я собирался писать вместо зарубленного, но теперь есть правмировская публикация, в которой я сказал о Галиче всё, что мог; впрочем, ссылку на нее я тут уже выкладывал.

Зато я нигде не выкладывал ссылок на фомовскую публикацию 2012 года, о которой еще и сам забыл напрочь, да Виталий напомнил! Я по его же просьбе писал о Януше Корчаке, и там упоминается галичевский "Кадеш". Текст, по словам Виталика, висел на сайте "Фомы", но пропал после очередного переезда сайта на другую платформу. Теперь его восстановили: https://foma.ru/naedine-s-gospodom-bogom.html

По обоим ссылкам написание "кадиш" - традиционное для этого слова, но Галич и писал, и произносил "кадеш", и я придерживаюсь привычной для меня галичевской версии этого слова. Но это расхождение в написании, в общем-то, мелочь.
 
 
presviter_ds

Если кто-то не видит меня vk, но видит здесь — вешаю информацию и здесь.

Культурный центр "Открытие": Малый Златоустинский переулок, 5, стр.1. Начало в 19 ч.

 
 
presviter_ds
Читаем с детьми вечерние молитвы (сокращенный вариант правила на сон грядущим). Перед началом чтения я пытался отвечать на сообщения vk, открыв свой аккаунт в телефоне жены. Телефон отчаянно тормозил. Ожидание - пока он прогрузится - я стал совмещать с чтением молитв, украдкой - типа никто не видит - поглядывая на дисплей. После окончания вечернего правила подходит ко мне Настя (четыре с половиной года, наш седьмой ребенок из девяти) и с ехидной улыбкой спрашивает "папа, а во время молитвы сидеть в телефоне - это нормально?".
Ыыыы.
Седьмой (!!!) наш ребёнок дорос до наставлений мне по поводу молитвы.
...Понимание того, что детей я делать давно уже научился, а молиться - так до сих пор и нет.
 
 
presviter_ds
Вчера я прощался с одним из моих духовных наставников.
Утром 16 июля в Тамбове отошёл ко Господу иеросхимонах Митрофан (в миру Николай Иванович Засыпкин, род.1930), духовник Тамбовской епархии. До его пострига, совершённого епископом Виктором (Быковым), мы знали батюшку как протоиерея Николая.
Однако, хотя монашество отец Николай и его супруга Зинаида приняли уже в старости, монашеской школе молитвенного делания они были причастны много десятилетий. Духовными наставниками мирянина Николая Засыпкина и его близких были старец схиигумен Митрофан (Мякинин) и ученица Оптинских преподобных схимонахиня Серафима (Белоусова), под руководством которых в 1950-е годы сформировался огромный (по числу иночествующих) тайный монастырь, рассеянный по городам и селам Черноземья, да и не только. Эти старцы, уходя, передали своих духовных чад под руководство иеромонаха Власия (Болотова, впоследствии схиархимандрит Макарий); он стал духовным отцом и супругов Засыпкиных, мать и тётку Зинаиды постриг в иночество. Николай Иванович, будучи подлинным послушником старцев, оставался мирянином, работая в сфере фармацевтики.

слева фото моё, 1995

В начале 1980-х отец Макарий благословил его на священство и пытался отправить в одну из соседних епархий для рукоположения. По некоторым причинам Николаю выполнить это благословение не удалось. В 1987 году ему предложили рукоположение в Тамбове. Николай поехал с вопросом к духовному отцу. По дороге молился, чтобы Господь открыл свою волю отцу Макария, и, войдя к нему, даже не успел свой вопрос задать вслух. “Благословляю, благословляю, благословляю! Бог благословит!” Николай обрадовался, но ненадолго, потому что отец Макарий, благословляя а рукоположение, объявил ему: “Место тебе на кладбище! Все, ни на что ты больше не годен стал, твое место - кладбище. Года два послужишь священником, а там...” - но последнюю фразу отец Макарий не закончил. Ну что ж, кладбище так кладбище – смирился Николай с ожиданием скорой смерти, но раз уж получил благословение на рукоположение, принял сан, чтобы хоть недолгое время перед смертью послужить Господу. И через несколько месяцев после рукоположения был назначен настоятелем маленькой церковки апостолов Петра и Павла в центре городского кладбища. И каждый раз отец Николай веселился, рассказывая эту историю.

Что же про "два года послужишь, а там" - через два года после хиротонии отец Николай был назначен духовником Тамбовской епархии. Наверное, беспрецедентный случай - духовник епархии на третьем году священства. Однако мудрый архиепископ Евгений (Ждан) понимал, что за плечами бывшего заваптекой годы опыта подлинной духовной жизни.

По благословению отца Макария Николай Засыпкин с середины 60-х годов занимался фотографией. Благодаря этому его архив содержит множество уникальных фотопортретов оптинца-исповедника схимонаха Иоасафа (Моисеева), схимонахини Серафимы (Белоусовой), святителя Зиновия, митрополита Тетрицкаройского, схиархимандрита Виталия (Сидоренко) и самого о.Макария.

Мои поездки к отцу Николаю начались с августа 1995 года. Были ситуации, когда кому-то из близко знакомых мне людей батюшка говорил то, что он знать ниоткуда не мог - разве что кроме откровения свыше. Были основания верить в силу его молитв. Но главным, что отличало батюшку, был дар утешения. Он постоянно вытаскивал людей из всевозможных тупиков, болот уныния - заражал пасхальностью. У отца Николая было необходимое, но очень редкое в наше время умение духовника покрывать любовью множественные немощи человеческие. При этом он мог быть и строгим, но строгость всегда сочеталась с любовью. И еще я дерзну назвать батюшку эталоном духовной трезвости. Ни излишнего мистицизма, который встречается в монашеской среде, ни эсхатологических "заморочек", ни поисков врагов, ни каких-либо болезней современного церковного сознания даже следа не было в его беседах и проповедях. И глубочайшее смирение, отсутствие малейшего акцентирования на самом себе.



Отец Николай венчал нас с моей женой (когда я нес в числе других священников гроб с телом батюшки вокруг аналоя в храме Петра и Павла, вдруг очень пронзительно вспомнилось, как батюшка вёл нас вокруг этого же аналоя во время венчания...), крестил одного из моих сыновей. Многим из нашей липецкой общины удалось получить наставления и утешения от батюшки в приезды к нему сначала в невероятно уютный кладбищенский храм, а потом, когда батюшке немощи не позволяли часто бывать в храме - то и дома. Мы уже потом узнали, что отец Николай и матушка Зинаида в последние годы были Пётр и Феврония - в иночестве. А теперь они лежат рядом за алтарём Петропавловского храма как Митрофан и Серафима, принявшие в великом ангельском образе имена своих старцев.



 
 
presviter_ds
06 July 2017 @ 01:21 pm
Кажется, мой жж окончательно превращается в мартиролог. Простите.
Но и на новость об уходе Ирины Ратушинской трудно не отреагировать.
Нам так и не пришлось познакомиться лично, были только взаимно переданные поклоны в 2003 году.
Журнал "Фома" делал подборку воспоминаний о митрополите Антонии Сурожском, тогда новопреставленном. Лена Камбурова посоветовала мне поговорить с Алёной Кожевниковой, журналисткой BBC, духовной дочерью владыки Антония. К Алёне мы пришли с Никой Богдановой и Мишей Бузынкиным (теперь он отец Михаил, а Ника - его жена), Ника записала замечательное интервью с Алёной, и Алёна рассказала нам об Ирине Ратушинской - об осуждении на 7 лет лагерей строгого режима за стихи религиозного содержания, опубликованные за рубежом.
Алёна говорила о вызванном этой "посадкой" колоссальном резонансе на Западе. По ее словам, когда Горбачёв, в 1986 году прилетевший на саммит в Рейкьявике с Рейганом, сошёл с трапа, и его обступили журналисты, первое, что он сказал, было "про Ратушинскую не спрашивайте, всё в порядке, уже выпустили".
Алёна сказала, что надо обязательно поговорить о владыке Антонии и с Ратушинской, и Ника записала воспоминания Ирины Борисовны, они были опубликованы в "Фоме" и на сайте, посвященном митрополиту Антонию.
Я с Никой и Мишей поехать к Ирине не мог, но Алёна очень надеялась нас познакомить в будущем, дала мне на прочтение книгу Ратушинской "Серый — цвет надежды" - об аресте, суде и лагере. Книга тогда произвела на меня мощное впечатление, и идея побывать в гостях у Ирины Борисовны окрыляла. Но в Москве я в тот период бывал довольно редко, и постепенно связь с Алёной Кожевниковой потерялась, и знакомство с Ириной Ратушинской так и осталось заочным.

Еще вскоре после прочтения книги "Серый — цвет надежды" я услышал песню Лены Фроловой на стихи Ирины Ратушинской. Причём это была первая песня Фроловой, услышанная мной, и с тех пор остаётся одной из самых любимых. Всё надеялся спросить когда-нибудь у Ратушинской - не в лагере ли написано это стихотворение. Очень похоже...